(20 лет)
Курские извозчики
Опубликовал: Редакция
Автор публикации: В. Б. Степанов
Источник: "Курск. Краеведческий словарь-справочник", под ред. Ю. А. Бугрова, изд. ГУИПП "Курск", Курск, 1997 г.
Дата публикации: 28.05.2014
Рейтинг: 1
Просмотров: 3299

История рождения извозного промысла неразрывно связана с ростом населения города. В Курске этот промысел особое развитие получил во II половине XIX в.

С появлением трамвая, однако, началось его угасание, но еще в начале нашего века в зимний день на улицы Курска выезжали сотни извозчиков. Тогда в городе с населением чуть более пятидесяти тысяч человек (без населения пригородных слобод) было 300 легковых извозчиков, 75 "ванек" и 300 ломовых извозчиков. Ломовые извозчики занимались перевозкой тяжелых грузов и терпеливо ожидали заказчика на своих стоянках вблизи городского железнодорожного вокзала, на Фроловской или Генеральной площадях.

"Ваньки” возили своих клиентов, стоя в экипаже, предпочитая быстро гнать лошадей, с ветерком, с русской удалью. Таких извозчиков называли еще и лихачами.

Обычно горячий сезон работы у всех курских извозчиков был зимой, а летом часть из них отправлялась на полевые работы в деревни. Когда у легковых извозчиков в городе не было работы, они шумными кучами скапливались на стоянках ("биржах"), отведенных для них городской управой. Обычно "биржи" располагались на углах, где боковые улицы пересека­ли две главные улицы Курска, например: Московскую (ул. Ленина) и Херсонскую (ул. Дзержинского).

Стоянки размещались также у Московских ворот, на Красной площади возле гостиницы. На этих стоянках извозчики сами должны были поддерживать чистоту и порядок, вовремя убирая мусор и навоз. За этим, в первую очередь, следил "извозчичий староста", назначенный городской управой. Извозчикам местной полицией категорически не разрешалось шуметь, назойливо предлагать свои услуги, насмехаться над проходящими мимо прохожими.

Еще в самом начале нашего века, спозаранку, извозчики уже толпились на своих стоянках, составляя трамвайной компании известную конкуренцию, хотя проезд на электрическом транспорте от Херсонских ворот до Московских, через весь город, стоил восемь копеек, тогда, как у извозчиков такса была гораздо выше: поездка в один конец в черте города стоила 20 копеек, а дальняя, например, в Ямскую слободу, на железнодорожный вокзал - уже 75 копеек. С ребенка до десяти лет извозчики деньги не брали, а если приходилось везти двух ребятишек, тогда плата бралась, как за одного взрослого седока.

К вечеру у легковых извозчиков стоимость поездки возрастала: в один конец она уже обходилась седоку в 25 копеек, а стоимость проезда за час поднималась с 40 до 50 копеек. Безусловно, таким видом транспорта могли пользоваться состоятельные слои городского населения. Рабочему же человеку, кустарю или обывателю приходилось в течение дня совершать по городу длительные пешие переходы, ибо извозчики им были просто не по карману.

Для работы извозчиком допускались лица всех сословий, имевшие возраст старше 16 лет и внесшие за право извоза акциз (налог). Полиция тщательно проверяла прочность экипажа и упряжи извозчика и проводила осмотр лошадей (нет ли хромых или изнуренных?). После этого извозчик получал в городской управе номерной знак на право извоза - большую жестяную пластину, которая прибивалась на видном месте: к летним экипажам - с правой стороны кучерского сиденья, а к зимним - на левой стороне передка. Жестяной знак меньшего размера с тем же номером вешался на шею извозчика и болтался у него на спине. По требованию пассажира извозчик обязан был отдать ему жестяной знак до конца поездки.

Как правило, всем извозчикам предписывалось быть в приличной одежде, то есть в армяках и шляпах, а зимой - в теплых шапках. Каждый извозчик получал в городской управе особую книжку с печатью, в которую пассажир мог написать свою жалобу на извозчика - прототип современной жалобной книги.

В кодекс поведения извозчика входил запрет на выезд для извоза в нетрезвом виде, вежливое обращение с пассажира­ми, строгое запрещение браниться, хотя в народе широко бытовало известное выражение “ругается, как извозчик"; за­прещалось громко распевать песни во время езды. Если из­возчик закончил работу и не спеша, утомленный, возвращался домой, то он должен был сидеть на месте пассажира.

Еще одно немаловажное требование предъявлялось к извозчикам - беспрекословная обязанность везти пассажира во все места города Курска, согласно утвержденной городской думой таксе.

Комментарии

Эту публикацию ещё не комментировалиНаписать комментарий
Имя:
Ваш комментарий:
Докажите, что Вы не робот:
Обновить код
Captcha