(14 лет)
Курское суворовское военное училище
Опубликовал: Редакция
Автор публикации: П. А. Михин, В. К. Лотарев
Источник: "Курск. Краеведческий словарь-справочник", под ред. Ю. А. Бугрова, изд. ГУИПП "Курск", Курск, 1997 г.
Дата публикации: 17.05.2016
Рейтинг: 4
Просмотров: 4064

Суворовское училище было организовано в Курске, как и в 9 других старинных русских городах, постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 21 августа 1943 г. “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецких захватчиков". В училище со сроком обучения 7 лет принимались мальчики 8-13 лет - дети воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также советских и партийных работников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков.

В Курске училище расположилось в полуразрушенных зданиях бывшего общежития пединститута по ул.Гоголя, отделения глазных болезней городской больницы по Садовой улице и школы № 21 по ул.Халтурина. В трехмесячный срок здания были отремонтированы, и с 1 декабря 1943 г. в училище начались занятия. В училище было принято 500 мальчиков. Были среди них и сыновья полков (С.Меркулов, Н.Власов и др.), имевшие боевые награды.

Полубеспризорные, грязные, оборванные, косматые и голодные дети войны были пострижены, помыты и переодеты в новенькие черного сукна брюки и гимнастерки с алыми погонами и красными лампасами. Их вкусно и сытно накормили в сияющей белизной скатертей столовой и положили спать в чистые постели спальных комнат. А на следующее утро после завтрака чуткие, заботливые, по отцовски ласковые, но строгие офицеры-воспитатели построили новоявленных суворовцев в колонну по два поротно и повели на занятия в учебные классы. Здесь тоже все блестело светлой свежей краской, а новенькие парты манили на свои сиденья. Учебные занятия вели военные преподаватели от лейтенанта до подполковника.

С самого начала суворовцев стали приучать к строгой воинской дисциплине и порядку. Ребятам это нравилось и нисколько их не тяготило. Зато в свободное от занятий время дети оставались детьми: возня, шумные игры, раскатистый звонкий смех, веселый многоголосый гомон, как на птичьем базаре. Когда суворовцы выходили в увольнение в город и с достоинством фланировали по ул.Ленина, прохожие не могли наглядеться на красоту отглаженной черно-алой формы, молодцеватую выправку и счастливо­приветливые, румяные лица подростков. Строгие московские военные комиссии с удовлетворением отмечали хорошую строевую подготовку и спортивные успехи суворовцев, их любознательность, прилежание и самостоятельность на учебных занятиях, глубину и прочность знаний, умение применять знания на практике, начитанность, эрудицию, дисциплину и воспитанность, исполнительность и творческий подход к любому делу. Офицеры и сержанты постоянно общались с воспитанниками, забывая порой собственные семьи. С суворовцами проводились всевозможные экскурсии и многодневные военизированные туристические походы, полевые тактические занятия, у них вырабатывались выносливость, умение и желание преодолевать трудности, заниматься самовоспитанием. Многие суворовцы самозабвенно занимались спортивными тренировками и добивались высоких результатов на всеармейских соревнованиях. Должное внимание в училище уделялось эстетическому воспитанию и этикету. Суворовцев обучали музыке и танцам. Действовали многочисленные самодеятельные кружки, большой училищный хор, систематически проводились вечера игр и танцев, на которые приглашались девочки из школ Курска. Материнскую заботу о суворовцах проявляли не только женщины-преподаватели, но и жены офицеров. Фаина Николаевна, супруга генерала Козырева, первого начальника училища, была заводилой различных внеклассных мероприятий с суворовцами и офицерскими семьями.

Сторонние наблюдатели, педагоги и жители города, любуясь суворовцами, с завистью говорили: "Конечно, с такими милыми, воспитанными, умными ребятами можно работать, у них дисциплина, порядок, приказал - и все...”. Не знали завистники, каким тяжелым трудом, бессонными ночами, напряжением всех духовных и физических сил, морально-нравственными усилиями, психолого-педагогическими поисками, порой неудачами, связанными с большим риском, отчаянием и разочарованием, достигалось успешное обучение и воспитание суворовцев. Иные прославленные на войне и преуспевавшие в войсках в работе с солдатами педагоги в погонах не выдерживали специфики занятий с суворовцами, уходили в войска или увольнялись со службы. В суворовское училище приходили педагогически запущенные, порой обозленные, разуверившиеся в людях, приобщенные к беспризорной жизни дети. Никаких конкурсных экзаменов для них не проводилось. Если у мальчика дед партизан, это самая высокая и убедительная аттестация, а то, что он читать и писать не умеет, ни во что и никому не верит, порою может поиздеваться над педагогом - это не имеет значения. Сколько душевных сил, педагогического мастерства, психологических уловок, обаяния, терпения, стороннего изучения интересов и, наконец, времени требуется педагогу, чтобы как бы между делом, случайно обратить на себя внимание, войти в контакт с своенравным, самолюбивым, стесняющимся своей неподготовленности и не признающим ее, к тому же до крайности нелюдимым юнцом. Потом расположить его к себе, войти в доверие и исподволь начать разговор об изучаемом предмете. Изучить степень его отставания от товарищей, разработать программу индивидуальных занятий и постепенно привлечь его к этим занятиям. В ходе этой кропотливой работы ни в коем случае нельзя покушаться на самолюбие и волю воспитанника. Твои усилия и успех в проникновении в наглухо закрытую душу будет высоко оценен воспитанником, когда он станет преуспевающим взрослым человеком. Тогда он вспомнит тебя и с благодарностью напишет на титульном листе своей книги: “Славному советскому артиллеристу, громившему немецко-фашистских захватчиков, отважному, смелому, исключительно скромному и замечательному человеку, отцу суворовцев Михину Петру Алексеевичу. Горжусь, радуюсь, что имел и имею возможность общаться с таким прекрасным человеком, патриотом, всегда являющимся для нас примером мужества, воли, скромности. За все годы общения с Вами мы никогда не слышали от Вас повышения голоса, никогда не видели недовольства или раздражения. Спасибо Вам и низкий поклон! Бывший суворовец КСВУ полковник Гулис И.С. Ноябрь 1983 г.”.

Всю учебно-методическую работу в училище возглавлял полковник Сергей Николаевич Мясоедов. Бывший директор школы, педагогически одаренный, творческий человек, он прошел финскую и Великую Отечественную войну, имел опыт организации учебно-воспитательного процесса в Тбилисском военном училище. Сергей Николаевич подобрал, сформировал, отладил и постоянно совершенствовал замечательный педагогический коллектив училища. Преподаватели и офицеры-воспитатели в основном состояли из вышедших из госпиталей раненных на войне офицеров, имевших солидное педагогическое образование, опыт работы и соскучившихся по педагогическому труду. Высо­кая заработная плата педагогов позволяла руководству училища привлекать толковых преподавателей со всего Союза, а щедрое финансирование давало возможность первоклассно оснастить учебную, спортивную и трениро­вочную базы вплоть до оркестра и верховых лошадей.

Закрытость военного училища от органов народного образования позволяла экспериментировать и оптимальным образом творчески организовывать учебно-воспитательный процесс без оглядки на строгую регламентацию обучения Постановлениями ЦК ВКП(б) о школе 30-х гг. Новаторские методы школьного обучения, возникшие в стране в 60-х гг., были экспериментально открыты и опробованы педагогическим коллективом училища еще в 40-е и 50-е гг. Развивающее и проблемное обучение, кабинетная система, отказ от строгих рамок четырехступенчатого построения урока, оптимальное планирование времени на прохождение учебного материала, оснащение предметных кабинетов наглядными пособиями, действующими моделями, сконструированными педагогами и изготовленными руками суворовцев, способствовали получению высоких результатов обучения и воспитания суворовцев. Группы опытнейших преподавателей по каждому учебному предмету объединялись в творческие лаборатории, в которых они соревновались между собой в новаторстве. Каждый урок преподавателя тщательно готовился, обсуждался на предметной комиссии, а план-конспект его проведения утверждался старшим преподавателем предмета. Знания, добытые суворовцами на уроках, закреплялись на самоподготовке, которую проводили офицеры-воспитатели по отделениям.

Всего в училище было 7 рот от первой, малышевой, до седьмой, в которой обучались 18-летние юноши. Роты-классы состояли из трех отделений по 25 человек. В 1948 г. состоялся первый выпуск. Каждый четвертый закончил училище с золотой медалью.

В 1954 г. училище целиком разместилось в большом, прекрасно отремонтированном здании по ул.Блинова. Но в этих стенах оно находилось недолго. В 1957 г. училище было передислоцировано в г.Уссурийск Приморского края. Там и поныне находится Дальневосточное, бывшее Курское военное суворовское училище.

За годы пребывания в Курске суворовское училище произвело десять выпусков своих питомцев. Около тысячи человек. И целых шесть лет еще в Уссурийске курские офицеры продолжали выпускать курский задел своих воспитанников, кончая 16-м выпуском. В большинстве своем это высоконравственные, культурные, умные, пытливые, добрые, знающие, творческие, хорошо физически развитые, волевые патриоты Родины. Многие из них поступили и закончили высшие военные училища, успешно служили и служат в войсках, имеют воинские звания генерала и полковника. Комиссованные по зрению окончили гражданские вузы, работают на командных должностях в народном хозяйстве. Есть среди выпускников поэты и писатели, дипломаты и ученые (кандидаты и доктора наук): Григорий Яковлев, Владлен Чичиканов, Валерий Прудников, Игорь Гулис, Игорь Меликов, Николай Гапоненко, Леонид Корнев, Анатолий Ступак, Юрий Шилин, Евгений Зайцев, Сергей Хлопков, Анатолий Седых, Николай Клименко, Алексей Черных и др.

Двое из курских суворовцев стали известными писателями. Олег Николаевич Михайлов, автор нескольких книг, в том числе - книги “Суворов", вышедшей в серии “Жизнь замечательных людей”. Владимир Иванович Савченко также известен как автор нескольких книг. В серии "Пламенные революционеры” вышла книга о Николае Клеточникове.

Николай Сергеевич Портнов, комсорг первого выпуска, стал доктором наук, профессором; доктором экономических наук, профессором стал Николай Гапоненко.

Училище формировал генерал В.М.Козырев (1943-1946), затем им командовали генералы З.Н.Алексеев (1946-1950), Н.И.Алексеев (1950-1958).

Непосредственно занимались с суворовцами: В.К.Лотарев, П.А.Михин, ВАВишневский, И.М.Мурзов, П.А.Двинекий, А.А.Кузнецов, Е.А.Субботин, А.П.Пуртов, А.М.Сибиркин, Н.К.Столповский.

Командиры рот и офицеры-воспитатели: Ф.А.Комаревцев, П.П.Ивасенко, Н.В.Костюкевич, Н.И.Обойшев, П.Ф.Волков, А.И.Демин.

Старшины и сержанты: А.И.Овсянников, И.Н.Коньшин, И.И.Ююкин, А.А.Васильев, А.А.Турбин.

Комментарии

Эту публикацию ещё не комментировалиНаписать комментарий
Имя:
Ваш комментарий:
Докажите, что Вы не робот:
Обновить код
Captcha