Исполнители плана императрицы
Опубликовал: Редакция
Автор публикации: Т. Г. Михайленко, к.и.н., ЮЗГУ
Источник: "Труды постоянно действующей заочной конференции Курского филиала Международной ассоциации исторической психологии "Психологические аспекты исторической науки и проблемы правды истории", Выпуск 4, Курск, 2011 г.
Дата публикации: 14.02.2014
Рейтинг: 3
Просмотров: 6125


26 февраля 1782 г. Екатериной II был утверждён «План губернскому горо­ду Курску» (1). Проект застройки предусматривал новую регулярную структуру города, состоявшую из геометрически правильных кварталов. Исполнителями монаршей воли стали землемеры и архитекторы, работавшие в Курске в 90-х гг. XVIII в. Это губернский землемер Иван Фёдорович Башилов, губернские архитекторы Василий Яковлев и Лаврентий Калиновский, уездный землемер Иван Шошин.

Трудно переоценить важность для Курска работы, проделанной губернским землемером И.Ф. Башиловым. Он полностью ликвидировал старую планировку города и построил Курск заново, по регулярной системе прямоугольных кварталов. Башиловым был проведён учёт всех сносимых и вновь строящихся зданий. Данные учёта записаны им в «Ведомости отведённых для построения» (2) курским жителям мест. Масса документов, рапортов, планов свидетельствует о громадном труде И.Ф. Башилова. Курским губернским землемером Башилов стал в феврале 1782 г. и занимал эту должность до августа 1789 г. (3) Именно в этот период были заложены основы новой застройки.

Реконструкция города проходила очень быстро. Уже 12 ноября 1784 г. И.Ф. Башилов доложил губернатору Ф.Н. Кличке: «Город Курск по высочайше конфирмованному плану ...в натуре расположен; открыты вновь проложенные улицы; и знатная часть оного построена» (4).

Большую роль в реализации плана 1782 г. сыграли также губернские архитекторы Василий Яковлев и Лаврентий Калиновский, уездный землемер Иван Шошин. В некоторых делах по рассмотрению спорных вопросов по разбивке территорий присутствуют рапорты всех трёх упомянутых авторов. Решения по вопросам перепланировки, начиная с 1783 г., производила комиссия в количестве 3 чиновников, а именно губернского землемера, городского головы и ратмана городового магистрата. Заседания комиссии происходили достаточно час­то, а с августа 1795 г. вообще раз в неделю, согласно указу императрицы Екатерины под № 10292 от 20 июля (5). Помещением для заседаний служила губернская чертёжная мастерская. Губернский землемер, городской голова и ратман городового магистрата выносили решения «для подлежащих по устроению города Курска исполнений».

В своей работе комиссия руководствовалась специальной инструкцией: «Порядок или правила наблюдать при отводе мест» (6). Центральные улицы города подлежали застройке только каменными домами по «первым номерам фасадов», с предоставлением застройщикам разных льгот. Беднота должна была уйти с занимаемых участков. Правда, по инструкции надлежало «учинить вспоможение» прежнему хозяину участка, «буде тот неимущ», но с оговоркой, что это «вспоможение» должно быть оказано «по рассуждению городовых членов», т.е. богачей-купцов. Десятый пункт инструкции определял, что однодворцы (т.е. потомки ратных - воинских людей), стрельцы, пушкари и прочие казённого рода крестьяне выселялись в слободы, то есть на принадлежащие им земли. Не имеющим же земли и «питающимся» от рукоделия и мастерства было позволено селиться в Курске в крайних линиях города. Сословное деление города приняло характер закона.

Курские краеведы С.И. Фёдоров, В.Ф. Габель, Л.А. Литошенко в своих исследованиях упоминали только то, что перепланировка проводилась Иваном Фёдоровичем Башиловым, ничего не говоря о большой работе, проведённой в Курске уездным землемером Иваном Шошиным. Неизвестно, успел бы сделать И.Ф. Башилов так много за короткий срок своего пребывания в должности губернского землемера, если бы не помогал ему уездный землемер Иван Шошин.

Работа, проделанная подпоручиком Иваном Шошиным по реконструкции Курска, огромна. Планов застройки, сделанных им как вместе с губернским ар­хитектором Лаврентием Калиновским, так и самостоятельно, осталось даже больше, чем чертежей Башилова, но Шошин не стал губернским землемером, хотя во многих своих рапортах именовал себя «просящий место губернского, уездный землемер».

Иван Шошин разбирался не только в планировке улиц и строительстве зданий, но и в устройстве некоторых инженерных сооружений, например, плотин. О том, сколь трудна и ответственна была работа, выполняемая Шошиным, можно узнать, читая и анализируя следующую историю. Речь идёт об укреплении берегов реки Тускари плотинами. Стрелецкая слобода из-за подъёма верха существующей в 1790 г. плотины курской городской мельницы была в основном затоплена. Тускарь залила все низменные места. Губернатор А.А. Беклешов приказал уездному землемеру Шошину осмотреть мельничную плотину.

Шошину измерил плотину и записал, что под мельничными амбарами старые сваи ниже новых на семь вершков, плотина прибавлена в высоту шестнадцать вершков (7). Губернатор приказал Курской шестигласной думе «предписать указом... по берегу протоки реки Тускарь, (где есть низменные места) течение оной заградить крепкими насыпями, плотинами удобными, причём не только для сообщения между собой жителей Стрелецкой слободы, но и для проездов». То, каким образом и где делать насыпи и плотины, должен был разработать Иван Шошин. А чтобы приказ был выполнен быстрее, за Шошиным «безотлагательно наблюдал» курский городничий (8).

Большая работа предстояла уездному землемеру Ивану Шошину. Он приложил все усилия для выполнения распоряжения генерал-губернатора. Работа растянулась на три года. К 1 октября 1790 г. Шошин измерил и рассчитал размеры плотины. Вот что он пишет: «На состоящей на реке Тускари в Кожевенной слободе градской мельнице, по мере оказалось: высота старой плотины снизу от воды 2 1/4 аршина, сверх того вновь на ту плотину прибавили слой хвороста с землёй, на 1 аршин, и так вся высота 3 1/4 аршин. Прежде же того как всемилостивейше её императорским величеством пожаловано городу мельницы, на ней было, как сказывают жители, четыре только постава, а ныне сделано девять» (9). Из-за того, что мельница была перестроена, и её старое расположение точно не было известно, Шошину было труднее делать расчёты. Но он высчитал, что подъём воды в пруду должен быть не более (16+7)/2=11 1/2 вершков.

Вероятно, Иваном Шошиным был сделан проект по переустройству плотин. Однако данных о таком проекте не сохранилось. Работы по переустройству плотин и заграждений шли и в 1791, и в 1792 гг. Об этом свидетельствуют рапорты Ивана Шошина в Курское наместническое правление от 11 декабря 1791 г. (10), от 21 декабря 1792 г. (11) Землемер торопил правление с устройством плотин. Но работа шла очень медленно. И вот в рапорте от 30 декабря 1793 г., видимо, уже потеряв терпение, Шошин сообщает в наместническое правление о том, что так как он всё прошедшее лето «по должности ... находился в частых из города отлучках», то смог только 12 декабря 1793 г. осмотреть плотину. И оказалось, что сделаны «порядочно две только плотины: первая что близ церкви, а вторая близ кузницы, а в прочих местах и поныне заграждений не учинено» (12).

Подпоручик Иван Шошин по должности своей находился в частых из города Курска отлучках, как сам о том пишет. А между тем никто не освобождал его от ответственной работы по надзору за строительством зданий и плотин, по съёмке местности и выполнению планов вместо Башилова, по разбирательству спорных дел о застройке территорий города. А потом Башилов и вовсе перестал исполнять свою должность. Об этом можно узнать из документов, в которых Башилов именовался «бывшим губернским землемером», а Шошин участвовал именно как уездный землемер в их составлении, причём о новом губернском землемере ничего не упоминалось. То есть фактически Иван Шошин исполнял обязанности губернского землемера, но так и не занял эту должность.

Вклад Ивана Шошина в перепланировку Курска весьма велик. Конечно, у истоков этой громадной работы стоял именно И.Ф. Башилов, и в этом его несомненная заслуга. Но землемер Иван Шошин тоже сыграл значительную роль в строительстве города. И этот факт не был оценён в должной степени ни курскими современниками Шошина, ни их потомками.

 

Примечания:

1. Полное собрание законов Российской империи (собрание первое). Книга чертежей и рисунков, (планы городов). - СПб.: типография II отделения собст­венной его императорского величества канцелярии, 1839. - С. 158.

2. Наряд определений и переписки о разбивке города Курска и десяти уездных городов на кварталы и об отводе мест жителям по вновь утверждённым планам. 6.04.1782-25.06.1795//ГАКО.Ф. 26. Оп. 1.Д. 27. Л. 12-69.

3. Бугров Ю.А. Башилов Иван Фёдорович // Курск. Краеведческий словарь - справочник: под ред. Ю.А. Бугрова. Курск: Издательский центр «ЮМЭКС», 1997.-С. 32.

4. Наряды курского городового магистрата, разные бумаги за 1784 год // ГАКО. Ф. 108. Оп. 1. Д. 339. Л. 397.

5. Наряд определений и переписки о разбивке города Курска и десяти уезд­ных городов на кварталы и об отводе мест жителям по вновь утверждённым планам. 6.04.1782-25.06.1795 //ГАКО.Ф. 26. Оп. 1.Д. 27.Л. 104.

6. Застройка г. Курска в конце XVIII века и принципы застройки города в настоящее время // ГАКО. Ф. Р-963. Оп. 1. Д. 8. Л. 6.

7. Наряд переписки с Курской городской шестигласной думой об укреплении берегов реки Тускари плотинами в виду затопления Стрелецкой слободы подъёмом плотины Курской городской мельницы». Октябрь 1791 г. - 19 января 1794 г. // ГАКО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 126. Л. 2-3.

8. Там же.

9. Наряд переписки с Курской городской шестигласной думой об укреплении берегов реки Тускари плотинами в виду затопления Стрелецкой слободы подъёмом плотины Курской городской мельницы». Октябрь 1791 г. - 19 января 1794 г. //ГАКО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 126. Л.

10. Там же. Л. 6.

11. Там же. Л. 9-10.

12. Там же. Л. 14.

 

Публикуется по изданию:

"Труды постоянно действующей заочной конференции Курского филиала Международной ассоциации исторической психологии "Психологические аспекты исторической науки и проблемы правды истории", Выпуск 4, Курск, 2011 г.

Т. Г. Михайленко

"Исполнители плана императрицы"

Комментарии

Эту публикацию ещё не комментировалиНаписать комментарий
Имя:
Ваш комментарий:
Докажите, что Вы не робот:
Обновить код
Captcha