«Пройду по главной улице...»
Опубликовал: Редакция
Автор публикации: Ю. А. Бугров, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры России, президент Курского областного краеведческого общества, Вице-президент
Источник: "Мир туриста" №1 2011, Дневник экскурсовода
Дата публикации: 14.01.2013
Рейтинг: 16
Просмотров: 8015

Красная площадь в Курске была всегда. Обычай был у наших предков, называть главную площадь Красной. Но лишь утвержденный 26 февраля 1782 года Екатериной II генеральный план Курска официально закрепил за нею название Красная.

Кого только не видела она за века! Топтали ее враги, ходили по ней и друзья. Бывали на ней великие, бывали и знаменитые люди нашей Отчизны. Ходил по ней и Феодосий Печерский, и удельный князь Буй — Тур Всеволод, один из героев великого русского эпоса «Слова о полку Игореве». В 1683 году служил в Курске воеводой Алексей Семенович Шеин, один из ближайших сподвижников царя — реформатора, впоследствии первый русский генералиссимус.

Вглядитесь в гравюру художника Джунковского, датированную 1839 годом. Как много курян на ней. Справа на иллюстрации — Знаменский собор, слева — гостиница Полторацкого, в которой останавливались обычно все сановитые вельможи, знатные люди России. В 20-х годах XIX в. бывал в Курске Антон Антонович Дельвиг, служивший тогда чиновником по Министерству внутренних дел. Однажды он, решив пошалить, написал экспромт: «Я в Курске, милые друзья, И в Полторацкого таверне Живее вспоминаю я О деве Лизе, даме Керне». Четверостишие было приписано А. С. Пушкину, и многие любознательные куряне, опираясь на него, стали считать, что великий русский поэт бывал в Курске. Но еще в 1929 году в изданных «Воспоминаниях» А П. Керн было дано пояснение, что стихи — шутка А. Дельвига. А как жалко, что Александр Сергеевич не был в нашем городе. Зато в Курске побывал в 1832 году Николай Васильевич Гоголь. В письме к П. А. Плетневу он писал: «...29 сентября я выехал из дому и, не сделавши 100 верст, переломал так свой экипаж, что вынужден был прожить целую неделю в Курске, в этом скучном и несносном Курске...» Что поделаешь? Знать не понравилась писателю ни Красная площадь, ни Знаменский собор, ни гостиница... Наверное, настроения у Николая Васильевича было неважнецкое, к тому же осень, мелкий дождичек, мелкие людишки? Говорят, что многие образы «Ревизора» подсмотрены им были во время житья в Курске. А вот Федор Иванович Тютчев от Курска был в восторге, побывав в нем лишь однажды, 26 июля 1986 года, в субботу. Удивительно, но факт, в письме к жене Эрнестине он писал о городе: «... расположение его великолепно и смутно напоминает окрестности Флоренции...» Флоренции! Вот как!

Последней владелицей гостиницы Полторацкого была Надежда Федоровна Полторацкая (в замужестве Монтрезор). Ее муж Карл Лукьянович Монтрезор был участником Отечественной войны 1812 год и служил адъютантом у фельдмаршала М. И. Кутузова в чине ротмистра. Дослужился он затем до высоки генеральских чинов, некоторое время жил в Курске. Гостиница Полторацкого в XX веке поменяла своих хозяев и с некоторыми перестройками дожила до 1943 года, когда во время боев была разрушена так, что восстановлению не подлежала. В 50-х годах прошлого века на ее месте была выстроена новая гостиница. «Курская правда» 5 ноября писала: «В Курске строится большая красивая гостиница. Первая очередь ее будет сдана в эксплуатацию в этом году».

Оккупация и война нанесли городу громадный ущерб. Особенно огорчительна была утрата здания цирка, стоящего на Красной площади, где ныне размещается здание почтамта. О цирке, возведенном перед войной и открытом 29 ноября 1937 года, можно сказать много интересного. Вмещал он 1217 зрителей, был одним из самых крупных в Европе. За 3,5 года его эксплуатации в нем выступали все лучшие цирковые коллективы Советского Союза, и, на мой взгляд, самый острый клоун того времени Виталий Лазаренко. А дрессировщик белых медведей заслуженный артист РСФСР Борис Эдер поставил со своими зверями целый спектакль «Во льдах Арктики». Помогал ему в этом главный режиссер Курского драмтеатра А. И. Канин. Видимо, спектакль имел успех, ибо продолжался в Курске целый сезон 1940 года. В цирке выступали также артисты эстрады. У курян вызвало восторг выступление Клавдии Шульженко, а также джаз оркестров. А еще проводился в цирке чемпионат борцов — профи. Чемпионом турнира стала именитый Иван Поддубный.

Ныне Красная площадь имеет свой законченный архитектурный облик. Возле почтамта установлен нулевой верстовой столб. Отмерив от него 189 шагов, мы окажемся в самом начале улицы Ленина, возле гостиницы Центральной, ой самой, о которой писала областная газета. Правда, первоначально она носила название - «Курск». До 5 ноября 1918 года улица Ленина называлась Московской. Впрочем, переименована была не только Московская, а и еще многие улицы, лишь Красная площадь так и осталась Красной. Когда Белая армия 1919 году заняла Курск, то вернула улицам города старые названия. И, говорят, один из штабных офицеров корпуса генерала Кутепова хотел и Красной площади вернуть старое название. В период немецко-фашистской оккупации комендант Курска генерал Мариелл также обеспокоился переименованиями. Местные слуги немцев предложили вернуть улице Ленина ее дореволюционное наименование — Московская. Но бдительный комендант сказал: Nein. Das ist Politik! И по воле коменданта улица стала называться Hauptstrasse (Главная улица).

А и впрямь, она — главная! Все важнейшие события Курска проходили на ней. По улице проходили на ней. По улице проходили крестных ходы с иконой Знамения Божбей матери Курской Коренской. Иной раз крестные ходы останавливались у Воскресено-Ильинского собор. Икона заносилась в церковь и совершался молебен. Ильинская церковь знаменита не только тем, что в ней крещен преподобный Серафим Саровский, но и своей акустикой.

Здесь в хоре послушниц женского Троицкого монастыря пела Надежда Плевицкая (урожденная Винникова). Выдающийся музыкальный просветитель Курского края, композитор Аркадий Максимович Абаза, услышав пение Плевицкой, предрек ей быть певицей, что и свершилось... Когда-то, много лет назад автору этого очерка удалось приобрести старинную открытку, а на ней удивительно лиричное письмо. Ни автора, «1916 год. Милая Лиличка! Еще не так давно покинул я в последний раз наш мирный Курск, а сколько дней томительных, печальных, ночей бессонных прошло с тех пор! Как сладкий сон промчались те счастливые минуты, когда в кругу друзей минувших детских дней и юности суровой я воскресил, быть может, в душе своей уснувшие мечты. Я вспомнил встречи у Ильинки... Шлю всем привет... Н.» Как много сокрыто за строчками этой оды в прозе!

Старожилы рассказывали мне, что на крылечке Ильинской церкви назначали встречи влюбленные. А и то! Ведь рядом с церковью располагалась 2-я женская гимназия, не так далеко от нее было и городское Реальное училище и Кутузовское реальное. Чуть подальше — учительская семинария. Почему Ильинская церковь привлекала влюбленных неизвестно, сия тайна не раскрыта до сих пор...

Но давайте пойдем дальше и вскоре поравняемся со зданием областной прокуратуры. С 1892 года по 1917 год здание было лютеранской церковью Святого Петра и Павла. В нишах ее лицевой части стояли скульптуры апостолов. На сегодняшний день их первоначальный вид утрачен. Изящная линия утеряна навсегда. Слава Богу, сохранились ее фотоизображения. В Курске до Первой войны была достаточно большая диаспора немцев, на личные средства которых была построена церковь в 1892 году. Собирала церковь не только всех лютеран и не только немцев, но и швейцарцев, австрийцев... Многие из иностранцев не имели русского подданства, и они, когда началась война, были депортированы из Курска на восток. Церковь еще некоторое время проводила службы, но после революций 1917 года была закрыта. В 1918 году в ней некоторое время работала школа коммунистического воспитания имени Карла Маркса. Перед Великой Отечественной войной в здании, претерпевшем значительные перемены, размещался «Спиртотрест», а уже в послевоенные годы в нем закрепилась прокуратура.

На юго-восточном углу Ленина и Можаевской расположено здание гарнизонного госпиталя. До 1902 года здесь стоял дом помещика Чурилова (позже здесь был выстроен дом дворянина Ф. И. Грошковского). Чуриловский дом был знаменит тем, что в нем целый этаж снимал князь Н. И. Кудашев, ученик профессора химии А. П. Бородина. Князь души не чаял в своем наставнике и пригласил его отдохнуть в Курске и в своем имении в деревне Алябьево, расположенном на берегах реки Сейм. Профессор, однако, приехал не отдыхать, а работать. Работать над оперой «Князь Игорь», ибо Александр Порфирьевич Бородин был не только ученым — химиком, но и композитором. Понятное дело, в Петербурге нельзя ощутить природу степной местности, а для Бородина было важно увидеть вживую степь, где и проходило действие его будущей оперы. К тому же Бородин желал подлечить свою вечно больную и горячо любимую жену Екатерину Сергеевну. Курская погода была, казалось, ей благоприятна. Вот так и попал А. П. Бородин в Курск, написав здесь несколько музыкальных произведений, в том числе несколько отрывком оперы «Князь Игорь». В память о пребывании композитора в Курске на доме Грошковского установлена памятная доска, одно из лучших произведений известного курского скульптора Н. П. Криволапова.

А наискосок на другой (левой) стороне улицы Ленина еще одна работа Криволапова — памятник выдающемуся композитору ХХ века Георгию Васильевичу Свиридову. Пожалуй, скульптура полностью отражает всю великую духовную суть Г. В. Свиридова. Куряне тепло встретили открытие нового памятника, придумали и легенду, мол, если прикоснуться к ботинку бронзового композитора, то то напитаешься такой энергетикой, которая поможет тебе преодолеть все трудности. Не знаю, сбывается ли ли эта байка на самом деле, но полировка носка ботинка проходит вполне успешно.

Как же интересна история главной улицы Курска! За столетия здесь переплелись музыка и религия, просвещение и спорт, театр и литература.

После внедрения первого градостроительного плана 1782 года ее заселяли именитые купеческие фамилии: Чикины и Гладковы, Первышевы и Ишунины. Кстати, посмотрите, какой красавец-дом был построен купцами Ишуниными (сейчас здесь 9-этажка, дом № 31). Купцы имели кирпичные заводы в районе современной улицы Хуторской. Кирпич Ишуниных и Бесходарных шел на строительство вокзала в Ямской. На Московской улице в 1861 году по инициативе купечества, чиновничества было открыто женское училище первого разряда. Вначале недолгое время оно работало в доме Нелидовых (дом располагался там, где сейчас жилой дом с магазином «Нива»). В 1870 году оно было преобразовано в гимназию, в которой с 1883 года выпускницы получали педагогическое образование. На правой стороне улицы Московской в середине XIX века был выстроен двухэтажный дом, в котором размещался общественный клуб, затем учительская семинария (с 1873 года), которая подготовила для педагогической деятельности немало достойных учителей. В этом учебном заведении учился, например, Петр Исидорович Голиков, отец выдающегося писателя Аркадия Гайдара. Ныне здесь размещается управление Курской Епархии. А в 30-х годах на главной улице Курска появился перестроенный из благовещенской церкви Курский музыкальный техникум (ныне колледж имени Г. В. Свиридова).

В военные и послевоенные годы главная улица постоянно утрачивала многие интересные здания.

Мы прошагали от нулевого столба до конца улицы Ленина ровно 1881 шаг. Если бы в 30-х годах не убрали Московские ворота, то мы бы прошли через них и обнаружили, что вместо пересыльной тюрьмы, горделиво смотрит на нас здание государственного медицинского университета с памятником медработникам, погибшим в Великой Отечественной войне. Площадь перед университетом носит имя командира дивизии полковника С. Н. Перекальского, погибшего 8 февраля 1943 года при освобождении Курска от немецко-фашистских захватчиков.

От площади вниз к реке Тускарь спускается улица Перекальского (раньше Ямская). Вела она к переправе через реку. О мостах же скажу, что в России конца VXIII века постоянных мостов почти не было. Даже в Питере через Неву возводились временные деревянные. Существует легенда. Когда Екатерина II 15 июня 1787 года после обеда в карете ехала с Красной площади по Московской на север в сторону Орла, то провожал ее чуть ли не весь Курск. В самом конце улицы бросились к карете куряне-ямщики, впряглись вместо лошадей и понеслись вниз к Тускари, к деревянному мосту через нее. Такое представление, говоря современным языком, так понравилось императрице, что она повелела отдать землю, расположенную вдоль этого отрезка пути ямщикам в вечное пользование. Так, мол, образовалась в Курске Ямская слобода.

Долгое время Ямской мост оставался деревянным. В 1941 году во время Великой Отечественной войны, перед оставлением Курска Красной Армией, мост был взорван. После окончания войны инженерный части Советской армии восстановили мост. В таком виде он и пребывает в наши дни. Шли годы... Вполне естественно, что этот мост стал не соответствовать современному автомобильному потоку. Нужна была дополнительная транспортная развязка. И тогда, в середине 2010 года, началось строительство нового моста через реку Тускарь. По проекту новый мост должен быть построен к концу 2011 года. Длина строящегося моста составляет 162 метра, ширина — 28 метров. Вполне хватит места для 4-х полосной автодороги, трамвайных путей и тротуара для пешеходов...

Пройдя по главной улице, понимаешь, что Курск живет, развивается, становится краше и современнее, уважая при этом традиции старого города.

Комментарии

Эту публикацию ещё не комментировалиНаписать комментарий
Имя:
Ваш комментарий:
Докажите, что Вы не робот:
Обновить код
Captcha