Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки
Опубликовал: Редакция
Автор публикации: Н. М. Погрецкая
Источник: "Курск. Краеведческий словарь-справочник", под ред. Ю. А. Бугрова, изд. ГУИПП "Курск", Курск, 1997 г.
Дата публикации: 06.05.2014
Рейтинг: 1
Просмотров: 6589

Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки была создана в 1935 г.

Непосредственными предшественниками галереи были отдел искусств Курского краеведческого музея, а также музей искусств, функционировавший с перерывами с 1919 г. по 1925 г.

До Великой Отечественной войны галерея располагалась в Сергиевском соборе, который является архитектурным памятником XVIII в. В 1946 г. галерея разместилась в небольшом особняке провинциальной архитектуры рубежа ХIХ-ХХ вв. на ул.Советской (бывший дом Пузанова); с 1980 г. галерея имеет выставочный зал на ул.Радищева, 85; первая экспозиция в нем открылась в 1981 г.

Исходной точкой истории формирования собрания галереи можно считать 1903-1905 гг. - время организации краеведческого музея, когда в нем появились, в виде пожертвований, первые произведения искусства. На первые годы Советской власти приходится второй этап крупных поступлений в музей предметов искусства из национализированных имений и частных коллекций.

Галерея начала свою деятельность с фондом, насчитывавшим около 200 экспонатов. С 1935 г. начинается собственно "гаперейская эра” сложения собрания. Начальная фаза ее связана с именем Петра Константиновича Лихина (1879-1967), курского художника, одного из устроителей галереи. Его стараниями выявлялись лучшие художественные произведения в краеведческих музеях губернии, попавшие туда после национализации частных коллекций.

В годы Великой Отечественной войны большая часть произведений была эвакуирована в тыл.

В период 1930-1950 гг. пополнение фондов происходило в основном через Комитет по делам искусств при Совете министров РСФСР; значительное количество экспонатов было получено из Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Курского областного краеведческого музея. С середины 1960-х гг. картинная галерея активизирует собирательскую деятельность за счет самостоятельных приобретений.

К настоящему времени в курском собрании насчитывается восемь тысяч экспонатов, охватывающих разные виды искусства (живопись, скульптура, графика, монументальное и декоративно-прикладное и народное искусство).

Западноевропейская коллекция, в общих чертах сложившаяся в первые годы работы галереи, знакомит с произведениями ХVI-ХIХ вв. различных европейских школ: итальянской, фламандской, голландской, французской, испанской, английской, немецкой и др.

Произведения искусства, украшавшие дворец князей Барятинских "Марьино", в настоящее время в значительной степени рассеяны по музеям бывшего Советского Союза. Из этой коллекции в галерею получено некоторое число превосходных полотен, среди которых "Натюрморт с автопортретом" итальянского художника XVII в. Ф.Фьеравино, прозванного Мальтезе, "Поединок Геракла с кентавром Нессом" неизвестного французского мастера XVII в., также французской школы - "Покаяние Апостола Петра", "Портрет Елизаветы Алексеевны, жены Александра I" кисти Э.Виже-Лебрен, "Сбор картофеля" немецкого художника рубежа XVIII-XIX вв. И.Х.Кленгеля и др.

Не менее ценными представляются произведения, бывшие собственностью Г.Е.Шварца. Из его имения "Белый Колодезь" происходят монументальные картины "Иосиф, толкующий сны" фламандского мастера Гаспара де Крайера, "Поклонение пастухов" тирольского художника XVII в., а также две батальные картины фламандца К.Брейделя, "Гавань" М.Маддерстега, голландского мариниста, и другие полотна, свидетельствующие о целенаправленном интересе к северным школам.

Из имения Нелидовых "Моква" (последний владелец Вол­ков) - эффектный "Натюрморт с корзиной цветов" Т.М.Ландерзет (Хегг) и "Бродяги у костра при лунном свете" И.К.Зеекатца, редкого для российских собраний немецкого художника XVIII столетия.

Среди организованных передач произведений искусства необходимо отметить поступления 1939 г. из Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им.А.С.Пушкина. Из Эрмитажа Курская картинная галерея получила некоторое количество гравюр западноевропейских мастеров и несколько картин. Из них заслуживают хобота внимания "Собаки, преследующие зайца" фламандского анималиста И.Г.Хамильтона и два женских портрета французских живописцев первой половины XVIII в. Ж.Ранка и П.Сюблейра. В числе переданных из ГМИИ работ находился "Портрет девочки" Ф.Бароччи, ведущий свое происхождение из коллекции вел.кн. Марии Николаевны, дочери имп. Николая I, и нарядный "Десерт" П. де Ринга. В 1979 г. картинная галерея обогатилась еще несколькими живописными работами, поступившими из ГМИИ им.А.С.Пушкина ("Портрет молодого человека" французского портретиста Л.Фошье, несколько превосходных пейзажей, среди них французские XVIII столетия, "Стадо у ворот фермы" швейцарского живописца XVIII в. Де Ла Рива).

В разделе графики рисунки немногочисленны, несравненно богаче представлена европейская гравюра. Она знакомит с творениями итальянских мастеров Д.Д.Каральо, Агостино Карраччи, Д.Б.Пиранези, Ф.Берарди, французских - К.Меллана, Ж.Эделинка, Ш.Н.Кошена-младшего, Ж.Ж.Ле Во, Р.Гайяра, голландских - А. ван Остаде, К.Берхема, прославленных английских граверов XVIII в., представленных в Бойделовском издании Шекспира.

Древнерусский раздел охватывает иконопись XVI-XIX вв.

Коллекция русского искусства в галерее достаточно богата и разнообразна. Она включает произведения XVIII - начала XX столетий и дает представление об истории развития русского искусства. Рядом с созданиями В.Боровиковского, Ф.Рокотова, В.Тропинина, П.Федотова, И.Крамского, В.Маковского, И.Репина, В.Сурикова, А.Куинджи, В.Поленова, И.Левитана, В.Шварца, Л.Пастернака, Р.Фалька находятся наивные провинциальные портреты и картины "малых мастеров". История многих полотен русского раздела отмечена или бытованием в известной коллекции, или солидным списком выставок, или содержала и то, и другое вместе. Очаровательная тропининская "Девушка с Подолья" (до 1821) была до 1867 г. собственностью директора почтового департамента Ф.И.Прянишникова, обладателя внушительной коллекции русской живописи, которую в 1867 г. приобрел имп. Александр II и всю передал Румянцевскому музею. В 1964 г. картина поступила в Курскую галерею из краеведческого музея, до 1928 г. успев побывать в Государственном музейном фонде и Третьяковской галерее. Московский купец Осип Сергеевич Цетлин (1856-1933) собирал живопись русскую и западноевропейскую, преимущественно немецкую. До революции ему принадлежал "Портрет О.С.Цетлина и Д.В.Высоцкого. За чашкой кофе" (1913), экспонировавшийся на XI выставке Союза русских художников.

Ряд произведений поступил в курское собрание из коллекций Ф.Е.Вишневского, П.И.Кутузова, Н.П.Смирнова - Сокольского, Л.И.Цуркиса.

Особенностью Курской картинной галереи можно считать выявление и собирание памятников искусства и изучение творчества художников, связанных с Курском (В.Шварц, К.Трутовский - XIX в., Е.Чепцов, А.Дейнека, К.Истомин - XX в.).

Искусство В.Г.Шварца представлено в галерее более чем сорока произведениями. В основном это этюды - от ранних ученических до поздних, написанных зрелым мастером. Следует упомянуть одну из первых картин Шварца - "Отстреливающиеся французские солдаты" (1857), в которой уже определился интерес его к истории. Все работы Шварца были собственностью семьи и до национализации находились в с.Верховье Белый Колодезь, Щигровского уезда. Самое непосредственное отношение к названному имению Шварцев имеют хранящиеся в картинной галерее работы его друга исторического живописца А.Д.Литовченко, изображающие балкон и интерьер дома в имении, а также портрет Е.Г.Шварца, брата живописца и известного коллекционера русского рисунка и живописи.

Отдел советского искусства обладает известными работами К.Петрова-Водкина, С.Малютина, Е.Чепцова, С.Герасимова, В.Перельмана, А.Осмеркина, А.Русакова, А.Дейнеки, А.Гончарова, Ю.Пименова, П.Никонова, Н.Нестеровой, М.Делова и многих других.

Мировой известностью пользуется обширная (свыше восьмисот экспонатов) и разнообразная коллекция работ А.А.Дейнеки в Курской картинной галерее, носящей его имя с 1969 г. Начало коллекции было положено двумя картинами "Футболист" (1932), "Пионер" (1934), подаренными автором в 1935 г. В галерее представлены графические листы для агитационно-массовых журналов 1920-х гг., детские книжки-картинки "В облаках", "Парад Красной Армии", "Электромонтер", акварели 1930-х гг., среди которых шедевры "Гроза. Заходит дождь" (1934), "Рим. Площадь Испании" (1935), плакаты, эскизы росписей различных общественных зданий, эскизы мозаик для станций метро "Маяковская", "Новокузнецкая", мозаики, графика военных лет, скульптура, фарфор, терракота. Среди живописных работ - "Портрет К.Вялова" (1923), "В воздухе" (1932), "Отдыхающие дети" (1933), "Сухие листья" (1933), "Портрет С.И.Л." (1936), "Итальянский мотив" (1935) и др. Многие произведения Дейнеки из собрания галереи экспонировались за рубежом: в Германии, Австрии, Венгрии, Японии, Италии, США, Финляндии.

Отдел декоративно-прикладного и народного искусства показывает изделия русских и западноевропейских фарфоровых заводов XVIII-XIX вв., советский фарфор, художественные лаки, кружево, игрушку. Специальный раздел составляют предметы народного искусства Курской губернии (ткачество, вышивка, народный костюм, кожлянская игрушка).

 

Литература:

Каталог выставки картин русских художников и старинных гравюр русских и иностранных граверов. Издание Курского Госмузея, 1928 Курская областная картинная галерея. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961

Курская областная картинная галерея им.А.А.Дейнеки. Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1987

Т.В.Максимов. Каталог западноевропейской живописи в Курской областной картинной галерее им.А.А.Дейнеки // Музей 4. Художественные собрания СССР. М.: Советский художник, 1983, с.179-204

 

Публикуется по изданию:

"Курск. Краеведческий словарь-справочник", под ред. Ю. А. Бугрова, изд. ГУИПП "Курск", Курск, 1997 г.

Комментарии

Эту публикацию ещё не комментировалиНаписать комментарий
Имя:
Ваш комментарий:
Докажите, что Вы не робот:
Обновить код
Captcha