(20 лет)
Надежда Плевицкая
Опубликовал: Редакция
Автор публикации: Ю. В. Донченко
Источник: Ю. В. Донченко, "Губернский Курск на старой открытке", Курск, 2008
Дата публикации: 20.05.2013
Рейтинг: 11
Просмотров: 9305

Плевицкая (Винникова) Надежда Васильевна - певица, выдающаяся исполнительница русских песен, родилась в 1879 году в селе Винниково Курского уезда Курской губернии, в семье отставного солдата, государственного крестьянина и потомственного однодворца Василия Абрамовича Винникова.

В семье Винниковых любили песню, любила петь и маленькая Дёжка. Не зная нотной грамоты, она обладала от природы прекрасным голосом и абсолютным музыкальным слухом. Училась Надя в церковной приходской школе при сельской Троицкой церкви. Но после ранней смерти отца, когда многодетной семье стало жить намного труднее, мать отдала девочку в послушницы Курского Троицкого женского монастыря. Там она пела в церковном хоре.

Но однажды юная послушница попала в цирк-балаган, приехавший в Курск. Представления давали в театре И.М. Заикина на Георгиевской площади у Покровского рынка. И Надежда решила оставить монастырь и стать артисткой-циркачкой.

Мечта сразу не сбылась, но в монастырь она уже не вернулась. Пошла служить горничной в дом купцов Гладковых, но заболела и вернулась домой в Винниково.

Поправившись, Надежда переезжает к старшей сестре Анастасии в Киев, живущей там после замужества.
Она поступает в русский хор Л.Б. Липкина, выступавшем в саду «Аркадия».

Через некоторое время Надежда попадает в балетную труппу Штейна, где выходит замуж за балетмейстера Варшавских театров Эдмунда Плевицкого и начинает выступать вместе с мужем на сценах с характерными танцами. Плевицкий помогает ей не только в овладении искусством хореографии, но и учит артистическим манерам и поведению. В эти годы Надежда Плевицкая работает в разных жанрах, особо не выделяясь среди других исполнителей, но пред­почтение постоянно отдает вокалу, песне. Наконец, она попадает в популярный хор Минкевича, с которым оказывается в Петербурге, затем в Москве. В златоглавой она выступает в знаменитом ресторане «Яръ», где к ней и пришла слава душевной исполнительницы цыганских и русских песен.

Переломным в карьере певицы стал 1909 год. Она выступала тогда на Нижегородской ярмарке, в ресторане Наумова. Случайно зашедший туда знаменитый Леонид Собинов услышал ее пение. Великого певца поразило, что зал мгновенно затихал, когда она выходила на сцену. «Заставить смолкнуть такую аудиторию может только талант. Вы — талант!» - сказал он Надежде Плевицкой.

Леонид Собинов пригласил ее принять участие в благотворительном концерте с участием многих русских знаменитостей, который он устраивал в Нижнем Новгороде в Большом ярмарочном театре. Выступление Плевицкой в этом концер­те перед «большой публикой» имело шумный успех.

По возвращению в Москву Собинов сразу взялся за организацию концерта талантливой певицы. В одном из газетных интервью Леонид Витальевич назвал Надежду Плевицкую «ярким талантом-самородком».
Ее концерт прошел с громадным успехом, Москва была покорена пением молодой певицы.

С этого концерта начался триумфальный путь Надежды Плевицкой по концертным залам всей России.

В этот же год состоялось знакомство Плевицкой с Федором Шаляпиным. В пер­вый же вечер он разучил с ней песню «Помню я еще молодушкой была» и напутствовал на прощание: «Помогай тебе Бог, Надюша. Пой свои песни, что от земли принесла, у меня таких нет, - я слобожанин, не деревенский». Всю жизнь певица хранила фотографию с дарственной надписью: «Моему родному Жаворонку, Надежде Васильевне Плевицкой - сердечно любящий ее Ф. Шаляпин».

1910 год принес певице заключение выгодного контракта на сорок концертов по всей России. Огромный гонорар позволил ей купить крупный участок земли в родном Винниково и начать строительство большого дома у себя в селе.

Гастрольные выступления Плевицкой широко комментировались в российской прессе в самом благожелательном и восторженном тоне. Венцом невероятного успеха было приглашение певицы выступить в Царском селе перед семьей и приближенными Государя Императора. В знак благодарности за понравившееся пение Николай II подарил Надежде Плевицкой драгоценный перстень со своей руки. Он назвал её «нашим курским соловьем».

Однажды Плевицкую пригласили на вечер, устраиваемый Великими Княжнами. Там ей представили поручика кирасирского лейб-гвардии полка Владимира Шангина. После небольшого концерта, угощений и светских развлечений у поручика Шангина в петлице оказался самый красивый цветок из букета, подаренного певице Великой Княжной Ольгой. Это была любовь с первого взгляда. «Мне памятен этот день во дворце, эти цветы: в тот день я впервые встретила там того, чью петлицу украсил один из этих цветов, того, кто стал скоро моим женихом».

Эдмунд Плевицкий был благородным человеком: «Я все знаю, Надежда, - сказал он, - я сам подам на развод». До конца дней своих бывшие супруги сохраняли добрые отношения. Во время войны 1914 года родители Эдмунда, эвакуировавшись из Польши, жили в доме Плевицкой в селе Винниково под Курском.

Но новое счастье было недолгим.

Известие о начале войны настигло молодоженов в Швейцарии, на берегах Невшательсшго озера После срочного возвращения в Россию поручик Шангин отправился на фронт. Знаменитая певица, оставив сцену, поехала за любимым в качестве сестры милосердия. «В Ковш я поступила в Николаевскую общину сиделкой, а обслуживала палату на восемь коек». В Ковно же находилась и 73-я пехотная дивизия, где нес службу Владимир Шангин. Это была уже передовая линия фронта. 22 января 1915 года лейб-гвардии поручик Владимир Шангин пал смертью храбрых в Восточной Пруссии за Родину, за Россию. После гибели любимого Плевицкую, с сильным нервным расстройством, отправляют в Петербург, потом на лечение в Кисловодск. Там она получает известие о смерти любимой матери - Акулины Фроловны. Земля уходила из-под ног.

Недолго длилось ее самое большое счастье в жизни — всего-то полгода. Зато долго она отходила от пережитого с помощью опытных психотерапевтов. На первый после долгого перерыва юнцерт в пользу семей убитых воинов, который проходил в Михайловском театре под покровительством Великой Княгини Ольги Николаевны, она поехала прямо из лечебницы.

Выглядела Плевицкая измученной, с трудом вспомнила слова песни, написанной для концерта:

Средь далеких, полей на чужбине,
На холодной и мерзлой земле
Русский раненый воин томился
В предрассветной безрадостной мгле.
Знает он, не дождаться рассвета,
Вражьей насмерть сражен он рукой
Тяжко раны болят, но не эта
Затуманила очи слезой.
«Бог мой, с радостью я умираю
За великий народ, за царя.
Но болит мое бедное сердце
И душа неспокойна моя,
Там, в далекой любимой отчизне
Без приюта осталась семья.

Певица полупела-полуговорила, с трудом, с чувс­твом, все в зале знали о ее трагедии и сопереживали ей.

Вы, к кому так судьба не сурова,
Кто отцов и детей сохранил
Не забудьте завета Христова
И завета из братских могил.

Когда она кончила петь, в зале стояла мертвая тишина, затем он взорвался овациями. Люди аплодировали со слезами на глазах. Они еще любили Россию и чтили память тех, кто умирал за неё в Первой мировой войне.

Жизнь Плевицкой постепенно входила в привычную творческую колею. Война с Германией продолжалась, певица выступала и в госпиталях, и на благотворительных концертах. Летом 1915 и 1916 годов Плевицкая снимается у режиссера В.Г. Гардина в немых фильмах «Крик жизни» и «Власть тьмы» в главной роли женщины-крестьянки. В 1918 году оба фильма были перемонтированы в один под названием «Агафья».

1917 год Плевицкая встретила с растерянностью: что теперь будет, кому верить? Жила в Москве, в своей квартире. После кровопролитных боев в Москве, после разгона большевиками Учредительного собрания, в начале 1918 года Плевицкая уезжает в Курск, где жизнь поспокойнее, продукты подешевле.

Импресарио усердно организует концерты, но зачастую в зале певица не может найти среди публики ни одного умного благородного лица, которому можно было бы по давней привычке адресовать свои песни. На гастролях в Одессе Надежда попадает под страсть кровавого начальника местной Че-Ка Дмитрия Шульги.

Встретив юного краскома Юрия Левицкого, бывшего поручика, бежит с ним из дома страшного Шульги в родной Курск. Вместе с ним же она уходит в сентябре 1919 года под Курском к наступавшим белым. Без сожаления расставшись с Левицким, Надежда подружилась с полковником Скоблиным - командиром Корниловского полка, затем Корниловской дивизии, с 26 марта 1920 года - генерал-майором.

Осенью 1920-го Надежда Васильевна вместе с частями Корниловской дивизии покинула Россию. В Турции, на Галлиполийском полуострове, где в палатках-землянках при­ютились корниловцы, обжившись, Надежда Васильевна Плевицкая и Николай Васильевич Скоблин сыграли свадьбу. Посаженным отцом новобрачных стал генерал Кутепов, герой русско-японской войны, трижды раненый на германском фронте в мировую войну, бывший командующий Петроградским военным округом. 27 ноября 1921 года корниловцы перебазируется в Болгарию. Офицеры испытывают нужду в продуктах, одежде, подрабатывают как могут.

Думает о возобновлении концертной деятельности и Надежда Плевицкая. В сопровождении Скоблина певица гастролирует вначале по Болгарии, а затем и по остальной Европе. Прага, Берлин, Польша, Прибалтика - и всюду бурный прием, громадный успех и восхищение публики. Артистическая карьера Плевицкой стремительно идет вверх. В 1926 году, начале 1927-го она дает серию концертов в Нью-Йорке, где встречается с Рахманиновым. И, конечно, Париж, где супруги поселились с мая 1924 года, а в 1930-м в местечке Озуар-ле-Ферьер под Парижем купили себе двухэтажный дом на стыке двух нешироких улиц.

Надежда Плевицкая пела в русском ресторане, а Скоблин продолжил сотрудничать с РОВС (Российским общевойсковым союзом), руководитель которого - генерал Кутепов - был к нему расположен. Москва считала РОВС опаснейшей для себя юнтрреволюционной организацией. Поэтому ее не мог не заинтересовать генерал Скоблин, приближенный к руководству РОВС и, конечно, его супруга - Плевицкая. Некоторые биографы Скоблина и Плевицкой утверждают, что их жизненное благополучие (гастрольные поездки, дом, автомобиль, наряды и драгоценности) было бы невозможно без помощи Марка Яковлевича Эйтигона - известного в Германии врача-психиатра - оказываемой в рамках плана вербовки Скоблина и Плевицкой.

Марк действовал по заданию своего родного брата Наума, являвшегося сотрудником ОПТУ в Москве.
Уже к концу 1920-х годов Скоблин получал и выполнял задания советского резидента в Париже по связи через Надежду Плевицкую. 25 января 1930 года в центре Парижа среди белого дня похищается 48-летний лидер эмигрантского офицерства, руководитель РОВС - генерал Кутепов. Как отмечают осведомленные источники, в ликвидации Кутепова участвовала группа из 60-ти человек (из них 40 нелегалов). В том, что Плевицкая и Скоблин входили в эту группу сомневаться не приходилось. Какую именно роль сыграли они в похищении своего свадебного шефа - неизвестно, так как их дело до сих пор почему-то закрыто в секретных архивах. Все участники операции в Париже были награждены орденами, именным оружием и ценными подарками.

Чем же наградили Плевицкую и Скоблина? Вероятно ценными подарками, скорее всего денежными из рук Эйтигона, да закрытым Постановлением ВЦИК о персональной амнистии и восстановлении в правах гражданства СССР, объявив им об этом в январе 1931 года и взяв расписку о неразглашении этой информации.

Преемником генерала Кутепова на посту председателя РОВС стал 66-летний генерал Евгений Карлович Миллер. Скоблин продолжает работать в руководстве РОВС и по роду службы имеет доступ к самым важным документам. Надежда Плевицкая выступает в ресторане «Эрмитаж», сборы на концертах небольшие, имеют тенденцию к снижению, так как старые эмигранты ее слышали по нескольку раз, а молодых она мало интересует.

В это время они, как агенты, были закреплены за военной разведкой. В своих подписках от 21 января 1931 года супруги дают обязательства «выполнять все распоряжения связанных со мной представителей разведки Красной Армии». Генерал Скоблин стал агентом ЕЖ/13, получив агентурную кличку «Фермер», а Плевицкая стала «Фермершей». Уже через полтора года «фермерская» работа очень высоко оценивалась в Москве.

Их работа в Париже завершилась похищением 22 сентября 1937 года председателя РОВС генерала Миллера, позднее расстрелянного в подвалах Лубянки.

Генерал Скоблин сумел скрыться из Парижа. Существует несколько версий его дальнейшего маршрута, все из которых заканчиваются его смертью, правда от различных причин. Арестована была брошенная им в Париже Надежда Плевицкая. Она была определена следствием соучастницей Скоблина в похищении Миллера. Французский суд присяжных приговорил ее к 20 годам каторжной тюрьмы. 5 октября 1940 года Надежда Плевицкая скончалась в каторжной тюрьме города Ренн.

Материалы из книги Ю.В. Донченко "Губернский Курск на старой открытке".

Комментарии

Эту публикацию ещё не комментировалиНаписать комментарий
Имя:
Ваш комментарий:
Докажите, что Вы не робот:
Обновить код
Captcha